понедельник, 19 января 2015 г.

Быть судьей – достойная миссия

Недаром, говоря о судьях, отмечают: призвание к этой профессии дается только тем, кто верит в торжество справедливости и умеет пронести свои убеждения через любые испытания. Эти слова можно сказать и о Валентине Георгиевне Туяниной, посвятившей свою деятельность судопроизводству. 15 лет она отработала судьей Майминского района. Сегодня Валентина Георгиевна находится на заслуженном отдыхе.


- Валентина Георгиевна, расскажите о себе: где родились, кем были ваши родители?

— Я родилась в октябре 1954 года в поселке Майкаин Павлодарской области в Казахстане. Мои родители О.А. Шершнева и Г.Т. Христенко всю свою трудовую жизнь работали бухгалтерами, воспитали четверых детей, из них я самая младшая. Окончила Ермаковскую среднюю школу. В последних классах учителя-гуманитарии помогли мне в подготовке к поступлению на факультет журналистики, однако вопреки желанию учителей и родителей я решила идти на юридический. С первой попытки поступить не удалось — в период вступительных экзаменов слегла с высокой температурой. До второй попытки успела получить диплом библиотечного работника и поработать по специальности в юношеской библиотеке Барнаула. Диплом юриста мне вручили в Алтайском госуниверситете. Думаю, все основное, что есть в нас, — родом из детства, заложено семьей, родителями. Моя мама выглядела маленькой, хрупкой, но была удивительно мудрой, жизнестойкой женщиной. Не существовало ничего в этом мире, чего бы она не могла, не умела. Папа, дошедший до Праги в Великую Отечественную, был немногословным и удивительно добродушным, необычайно терпеливым, никогда не спешил осуждать окружающих. От них мне досталось убеждение — в жизни надо рассчитывать прежде всего на свои собственные силы, разум, волю и, совершая что-либо, делать это до конца честно и добросовестно, чтобы потом не было стыдно перед самим собой и окружающими.


- Как вы решили связать свою судьбу с судопроизводством?

— Это решила за меня, видимо, сама судьба. Мужа перевели в Турачакский район, и продолжать свою работу в прокуратуре у меня не было возможности. Мне предложили должность судьи. Я согласилась и впоследствии нисколько не жалела об этом решении. Конечно, были трудности, но я до сих пор считаю, что самые подготовленные профессионально и психологически для судебной работы люди приходили в эту систему именно из прокуратуры. Все трудности преодолимы, если сам желаешь стать профи и рядом находятся те, у кого можно и нужно получить необходимые для тебя знания, опыт, уверенность в себе. Я благодарна судьбе, она всегда посылала мне именно таких людей, которые, по сути, стали моими наставниками, даже не подозревая об этом. Это не только судьи, но и заседатели, работавшие рядом со мной секретари, другие сотрудники. Назвать всех поименно сложно, их много, и было бы нечестно кого-либо не упомянуть. Я их всех вспоминаю с благодарностью.


- Расскажите о своем коллективе.

— Не секрет, что коллективы судов в подавляющей части женские. Как в шутку говорил один председатель суда: «Нельзя на одном квадратном метре допускать сосуществование более двух женщин — это приводит к глобальным конфликтам». Во всякой шутке есть доля правды. Но судьба и тут мне помогала. Рядом и вместе со мной работали прекрасные девчата-секретари, завканцелярией, судебные приставы, как в районных судах, так и в Майминском судебном участке, «основателями» которого мы были. И это было непросто, как и всякое начало с чистого листа. Труд судьи тяжелый и физически и морально, поэтому четкая профессиональная работа этих людей и их человеческое участие в моей работе и судьбе внесли значительный вклад в мои личные достижения как судьи.


- Какое дело больше всего запомнилось и запало в душу?

— Люди и человеческие отношения очень многогранны и многолики, они настолько разнообразно отражаются в делах, рассматриваемых судьей, что выделить какое-либо одно дело, гражданское либо уголовное, из массы рассмотренных за многие годы судебной работы мне кажется невозможным. Многие из них запомнились, задели за душу, заставили иначе думать о собственной жизни и судьбе. Это и является, на мой взгляд, приобретением жизненного и профессионального опыта.


- Появляются ли какие-то отличительные личностные качества у людей, пришедших в эту профессию?

— Не думаю, что профессия может порождать какие-то особенности. А вот катализатором уже имеющихся, несомненно, является. Думаю, в каждом из нас намешано и от Бога и от дьявола, нет только хороших или только плохих людей. Дело в том, насколько сам человек и обстоятельства его жизни позволяют взять верх одному из этих начал. Если судья начинает захлебываться тщеславием, высокомерием и так далее, это не профессия привнесла в него, это в человеке было изначально, работа лишь дала возможность проявиться этим особенностям. Какой-то случай может показать, правильно ли выбрал профессиональный путь конкретный человек.


- Какие наиболее важные шаги, по вашему мнению, вы сделали в жизни?

— Самое важное, что я сделала, — дала жизнь двум самым дорогим для меня людям – сыновьям.


- Трудно ли судье совмещать семью и работу?

— Убеждена: если человек намерен полностью посвятить себя судебной либо следственной работе — нельзя создавать семью. Это тяжело для него самого, но еще более тяжело и болезненно для его близких, особенно для детей.


- Что вы цените в людях?

— В первую очередь способность в любых жизненных ситуациях оставаться Человеком с большой буквы и быть профессионалом в своем деле.


- Чем занимаетесь в свободное время?

— Определение «свободное время» для меня непонятно. Человек ежеминутно чем-то или кем-то занят. Хобби как такового у меня нет. Если говорить о том, что я люблю, то это одиночество — подолгу смотреть на течение реки, на угли горящего костра, слушать тишину леса.


Говорят, главное для человека, чтобы стать счастливым, — не ошибиться в выборе профессии, спутника жизни и в воспитании детей. Валентине Георгиевне, несомненно, все это удалось. А значит, она счастливый человек.


sudja


Елена СЕРГЕЕВА



Быть судьей – достойная миссия

0 коммент.:

Отправить комментарий