пятница, 27 марта 2015 г.

Александр Трифонов. В связи с современностью, в гармонии с природой

В Национальном театре им. П.В. Кучияка трудится основатель и бессменный лидер ансамбля электронно-этнической музыки «Новая Азия» Александр Трифонов. Он один из немногих профессиональных композиторов Горного Алтая и, бесспорно, самый молодой из них.


Александр родился в 1974 году в городе Торез на Донбассе. Детство провел в поселке Рассыпное неподалеку от Тореза и в Севастополе, а в возрасте 11 лет переехал с родителями в Горный Алтай, где живет и поныне – с супругой Айданой и двумя дочерьми.

Именно здесь будущий музыкант и нашел себя, состоялся как творческая личность. Не в последнюю очередь на решение заняться музыкой повлияла природа Алтая, которая принесла в его жизнь новые яркие краски.

В Горно-Алтайске он продолжил учебу в музыкальной школе по классам гитары и фортепиано, начатую еще в Севастополе. По окончании школы подающего надежды юного музыканта принимают в Бийское музыкальное училище, во время обучения в нем определяется его профессиональная будущность. Дальше было обучение в Новосибирской государственной консерватории им. М.В. Глинки по классу композиции.

Еще осваивая в музыкальном училище и консерватории премудрости «высокого» академического искусства, Александр занялся в качестве хобби сочинением песен на стихи современных поэтов. «Это было очень сложное творчество, — с улыбкой вспоминает композитор. — Сколько слов, столько и аккордов. И как мне удавалось все это запоминать? Молодость…» Однако песни пользовались успехом у той части местной публики, которая была способна оценить их изощренные гармонические структуры. Потом увлечение прошло, наступил новый этап творческой эволюции.

Решение обратиться к алтайской этнической традиции пришло уже после окончания консерватории. Первым опытом стало написание музыкального сопровождения для танцевального номера балетмейстера Айаны Шинжиной. Это была небольшая сюита, в которой Александр Трифонов использовал алтайские народные мотивы. Материал он черпал в Горно-Алтайском НИИ истории, языка и литературы, сотрудники которого фиксируют и сохраняют фольклорное наследие нашего региона. Именно тогда у композитора пробудился интерес к народной музыке Алтая. Следующим шагом стало создание композиций к празднику Эл Ойын по предложению известного кайчи Ногона Шумарова. Эти опыты послужили стартовой площадкой для дальнейшего творчества. Спустя некоторое время на горно-алтайской сцене появилась «Новая Азия». Коллектив стал первопроходцем в новом для республики направлении этно-электроники, зародившемся в 1990-х годах и плодотворно развивающемся во всем мире по сей день. Горловое пение, алтайские народные инструменты икили, топшуур, комус и шоор с одной стороны и сэмплеры, секвенсоры, скрипка, бас-гитара, барабаны с другой – вот, если сказать коротко, его основной инструментарий.

Ансамбль под руководством Александра Трифонова тоже продолжает прогрессировать. Он уже во многом ушел от своей прежней концепции. Электронной составляющей становится меньше, добавляются звучания живых инструментов. Есть планы поэкспериментировать с другими восточными музыкальными традициями – к чему обязывает даже само название ансамбля, подразумевающее обращение к разным культурам. Неизменным остается чуждый стандартам и шаблонам творческий подход, основанный на переосмыслении традиционного этнического музыкального материала.

Коллектив, в состав которого сегодня помимо Александра входят Роман Фионов, Дмитрий Хуторненко, Надежда Мотько и Добрыня Сатин, активно концертирует, выезжает с программами в другие регионы и даже за рубеж. Первые заграничные гастроли состоялись в 2011 году. Музыканты отправились во Францию с ансамблем Айаны Шинжиной «Алтам», выступавшим на фестивале музыки и танца в средиземноморском городе Мартике, организовали «живое» сопровождение его выступления, а также выступили с собственными сольными концертами.

В сентябре прошлого года Александр и «Новая Азия» побывали на греческом острове Родос по приглашению президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина, являющегося инициатором и создателем международного форума «Диалог цивилизаций». В организации и осуществлении поездки сыграл важную роль Владимир Кончев, в то время – министр культуры республики. Ансамбль выступил на Родосе с несколькими концертами. Один из них прошел на оригинально подсвеченной сцене у стен средневековой цитадели, являющейся главной достопримечательностью острова.

Каждая творческая личность в разные периоды жизни в какой-то степени испытывает на себе влияние предшественников и современников. На вопрос, кто для него сегодня является ориентиром, Александр затруднился ответить. «Нет таких», — покачав головой, сказал он. В прежние годы Трифонов прошел через увлечение творчеством таких известных современных музыкантов, как создатель направления эмбиент Брайан Ино, романтический декадент Дэвид Сильвиан и корифеи этнической музыки Лайза Джеррард и Брендан Перри, создатели коллектива «Dead Can Dance». Из более популярных авторов Александр назвал певца Стинга, добавив, что сохраняет уважение к этим своим коллегам и сегодня, до сих пор слушает с удовольствием. Впрочем, заметил он, практически любую музыку, если она качественно сделана, стоит слушать, за исключением разве что коммерческой «попсы».

Сейчас Александр, отчасти под влиянием своего горно-алтайского коллеги Игоря Константиновича Дмитриева, принялся осваивать джаз, пытается осмыслить это направление и «переплавить» его для себя. Это очень сложно, но и интересно.

На засыпку задаю музыканту нестандартный вопрос: как лучше слушать композиции «Новой Азии» — на концерте или в записи, в домашнем уединении или, скажем, в автомобиле? По его словам, многие знакомые говорили, что очень хорошо расслабляться под музыку «Новой Азии» в автомобиле, особенно когда путешествуешь по нашей республике. Здешние пейзажи прекрасно с ней гармонируют.


Трифонов


Михаил ГОВОРОВ



Александр Трифонов. В связи с современностью, в гармонии с природой

0 коммент.:

Отправить комментарий