пятница, 29 августа 2014 г.

Кузница учителей

История становления среднего педагогического образования на территории Горного Алтая начиналась в 1928 году с создания педагогического техникума, осуществлявшего подготовку учителей для первой ступени обучения. 20-е годы были очень сложными и напряженными. Церковно-приходские миссионерские школы не могли удовлетворить потребности населения в образовании. По данным переписи 1920 года, элементарная грамотность коренного населения составляла всего 6%: мужчин — 8%, женщин — 4%. В то же время стремительно возникали школы: в 1922 — 1923 годах их было 56, а в 1928 — 1929 годах -131. В них обучались 6388 детей, из них 2245 алтайцев. Таким образом, народное образование испытывало острую потребность в квалифицированных преподавателях. В то время в школах работали 214 учителей, и только 14 из них — со специальным педагогическим образованием.


Дефицит учительских кадров


Учителей, как правило, готовили в Бийском катехизаторском училище и в Чемале.

В 1867 году в доме толмача–переводчика М.В. Чевалкова было организовано «миссионерское центральное училище». Преподавателями стали студенты Санкт-Петербургской духовной академии И.В. Солозкин, П.И. Макашин, К.П. Соколов. Определенную трудность представлял набор учащихся, поскольку местные жители категорически отказывались отдавать своих детей «в науку». Так, четыре года в училище занимались всего 10 учащихся, и в 1883 году учебное заведение было переведено в ближайший город – в Бийск. Срок обучения в Бийском катехизаторском училище составлял шесть лет. Его ученики получали хорошие знания. Алтайский язык был обязательным предметом для всех. В отчете педучилища за 1930 — 31 учебный год отмечается, что 11,3% преподавателей – выпускники Бийского катехизаторского училища. Наиболее известные учителя-алтайцы, окончившие его: отец и сын Абышкины Макар Михайлович и Афанасий Макарович, П.И. и С.И. Чевалковы, М.И. Ялбачев, М.С. Тощаков.

В Чемале до мая 1920 года существовала женская учительская семинария. Затем там стали проводиться пятимесячные курсы, на которые приглашались только алтайцы. Стало ясно, что подготовить учителя за такое время невозможно, курсы такой продолжительности были не в состоянии дать необходимые знания, так как на них обучались люди, окончившие двух- и трехклассные начальные школы. Этого было недостаточно, назрела необходимость открыть специальное учебное заведение.


Зазвенел первый звонок


Облоно считало, что без открытия специального учебного заведения проблему учительских кадров не решить. 15 сентября 1928 года было принято решение открыть в педтехникуме три группы: первую, основную – первый курс и две подготовительные. 1 октября 1928 года Облоно приняло и утвердило Устав Ойротского педтехникума. 7 октября к исполнению обязанностей и комплектованию педагогического коллектива приступил первый директор В.П. Павлов. Коллектив был тщательно подобран из разных учреждений и состоял всего из 14 человек. Среди преподавателей были выпускники вузов Москвы, Ленинграда, Томска.

С 8 октября начались первые приемные экзамены, а уже 15 октября 1928 года прозвенел первый заливистый звонок, оповещавший о начале великого дела подготовки учителей.

Становление и развитие педучилища связано с именами высококвалифицированных педагогов: В.П. Павлов — первый директор, Н.И. Чевалков — художник, А.В. Анохин — композитор, Сорока-Росинский — ученый, Л.А. Неханевич, А.А. Кочеева, П.И. Чепкин, О.М. Чепкина, В.Г. Успенская

и другие.


Первые шаги: трудности и испытания


Несмотря на то что техникум начинал свою работу в очень сложных условиях, преподаватели и студенты, будучи одной семьёй, стремились сделать жизнь учреждения насыщенной и интересной. Они участвовали в кружках, ставили замечательные спектакли, проводили праздники, внеклассные мероприятия. Особой гордостью был хор техникума, задействованный в различных мероприятиях города. Преподаватели вели активную общественную работу, выступали в местной прессе, работали в музее, готовили праздничные вечера. В 1932 году при педтехникуме открылись курсы с обществоведческим отделением и отделение русского языка и литературы. Число учащихся достигало 219. В 1937 году педагогический техникум был преобразован в училище.


1928 год

Здание: комнаты неудобны по своему распределению. Стены не оштукатурены, полы и потолки не покрашены, щели в потолках и полу позволяют видеть нижележащие помещения.

В техникуме не было своей материальной базы, здания, мебели, общежития. Ряд преподавателей работали по совместительству. В первом годовом отчёте (26 апреля 1929 г.) говорится: «Не было не только куска мела, тряпок, досок, но и свободных комнат, не было запаса дров».

Библиотека не имела ни отдельной комнаты, ни отдельного шкафа. В одной из комнат, которая служила и библиотекой, и учительской, и канцелярией, жил заведующий техникумом.

Бюджет не мог удовлетворить потребности педтехникума (на оборудование, зарплату, стипендию).

У техникума не было учебных планов и программ. Каждый преподаватель сам составлял примерную программу по своему предмету на основе программ общеобразовательных школ. Присланные из Новосибирского крайоно программы нужно было приспособить к условиям техникума.

Знания учащихся были весьма слабые: сказывались отсутствие общего развития, трудность обобщения и отвлечённого мышления, скупость сведений из научного, общественно-литературного мира и отсутствие навыков самостоятельной работы. И всё же успеваемость в конце учебного года составляла 88%.

Педагогическая практика проводилась в базовой городской школе №2, но практику по алтайскому языку в городских школах проводить было нельзя, так как не имелось алтайских классов.


Преодолевая большие трудности, алтайская переводческая комиссия к 1928 — 1929 учебному году издала для национальных школ области книги для чтения после букваря, задачники для начальной школы. Это значительно облегчало работу учителей в алтайских школах, давало возможность вести преподавание на родном языке. Однако тиражи учебников были недостаточны.


О приеме в педтехникум


Считая воспитанников Чемальского интерната и семерых тувинцев, живущих в интернате Улалы, для поступления в педтехникум в 1928 году было подано 112 заявлений. На первый основной курс приняли всего 28 человек. К 1 февраля 1929 года осталось 22 человека. Во второй подгруппе – 26 человек, в третьей – 58.


В областной газете «Ойротский край», №75 (447) от 26 сентября 1928 года была напечатана следующая заметка:
КТО БУДЕТ ПРИНИМАТЬСЯ В ПЕДТЕХНИКУМ?

«В начале октября в Улале открывается национальный педтехникум. В него будут приниматься преимущественно дети алтайской бедноты, батрачества и середнячества, в некотором количестве будут приняты дети и других национальностей, населяющих Ойротию, но знающие алтайский язык.

Улалинский педтехникум будет служить не только кузницей красных педагогов для алтайских массовых школ, но и станет первой мастерской для усовершенствования языка алтайцев.

В этом году приём будет произведён в три группы: первый нормальный курс педтехникума — для окончивших шесть групп школ-семилеток или девятилеток, и две подготовительные группы (педкурсы) — с образованием соответственно пять и четыре группы. В каждую группу предполагается принять по сорок человек. Из всего числа принятых 60 человек будут обеспечены государственной стипендией в размере 20 рублей в месяц. При педтехникуме будет общежитие на 60 человек-стипендиатов…»


Из документов видно, что первый набор в педтехникум был проведён неудачно: вместо планируемых 120 человек приняли 63, из них на первый курс вместо 40 — всего лишь 22. Причина состояла в том, что не было в то время достаточно подготовленной молодёжи для поступления как на основной курс, так и на педкурсы.


В первом учебном году в педтехникуме работали 13 преподавателей, из них 10 мужчин, три женщины. По национальности: восемь русских, три ойрота, один украинец, один чуваш.


В первый год работы педтехникума существовало одно отделение – школьное. Со второго учебного года открылись ещё два — дошкольное и детского коммунистического движения, а также педагогические курсы. В 1931 году начало работать заочное отделение, которое в 1956 году по решению облисполкома закрыли. В 1932 году было открыто отделение физвоспитания, но уже через год его пришлось закрыть. Также был прекращён приём на отделение детского коммунистического движения, но начат – на вечернее.


Паспорт на педтехникум

Точный адрес:

Край: Западно-Сибирский.

Область: Ойротская автономная.

Город: Ойрот-Тура, улица Советская, дом 2.

Год основания: 1928.

Язык обучения: русский.

Бюджет: облисполком.

Годовой бюджет по всем источникам:

1933 г. – 337222 рубля,

1934 г. – 241900 рублей.

Здание техникума: приспособленное, каменное, специальное деревянное… полукаменное.

Количество смен: две.

Площадь: 347 кв. м.

Количество аудиторий – 9 классов; кабинетов — нет; лабораторий — нет; мастерских – одна (столярная).

Потребность суммы для восстановления здания:

1933 — 34 гг. – 10 тысяч рублей.

Затрачено на ремонт:

1933 год – 1000 рублей,

1934 год – 12142 рубля.


Война ворвалась внезапно


На 1 января 1941 года в школах области работал 961 учитель, из них 65 с высшим образованием, 162 не имели среднего образования. Из 212 учителей начальных классов 100 не имели даже общего среднего образования. Перед войной училище переселилось в новое просторное каменное трёхэтажное здание.

В ночь с 21 на 22 июня 1941 года выпускники педучилища беспечно танцевали на выпускном вечере. Вот как об этом вспоминает Т.Е. Гордеева (Карелина): «До девяти часов утра после бала всей группой мы медленно бродили по улице, потихоньку пели песни, к счастью, знали их много. Спасибо за это нашему преподавателю пения Б.А. Быстрицкому. Задушевные мелодии, жизненные, правдивые слова песен выражали наши чувства:
Друзья, мы стоим у порога,
Колотится сердце в груди,
Дорога, дорога, дорога
Нас каждого ждёт впереди…

Не успели заснуть в общежитии наши ребята, а им уже принесли повестки из военкомата о мобилизации в армию».

Началась война. Было решено перевести училище в Онгудай. В здание педучилища из Москвы эвакуировали пединститут. Переезд в Онгудай отменили, но педучилище переселили в здание рабфака. Проработав там год, снова переехали – в здание «зелёной школы».

В тяжёлые военные годы педучилище продолжало готовить учителей, проводились соревнования по лыжным гонкам, гимнастике, рукопашному бою, легкой атлетике, занятия по противовоздушной и противохимической обороне.

Преподаватели и учащиеся жили под лозунгом «Все для фронта, все для победы», отправляли солдатам письма, посылки, готовили дрова, выращивали овощи. Училище в то время готовило учителей физкультуры, русского языка и начальных классов. В учебный план был введен новый предмет — военное дело. С первых дней войны преподаватели и учащиеся уходили в действующую армию. Уже 23 июня 1941 года в ряды РККА были призваны преподаватели М.Т. Ревякин, В.Н. Герасимов, Д.П. Краснов. 7 октября 1941 года на фронт ушли учащиеся Лидия Табакаева, Екатерина Суразакова, Екатерина Овсянникова, Василий Табакаев.

Годы войны – трудные, памятные годы. Преподаватель географии Мария Ивановна Радостева пишет: «Вспоминая жизнь педучилища в годы войны, думаю, как стойко переносили студенты все трудности, не падали духом. Иногда зайдём в общежитие, а в комнатах холодно, печь не топлена, дров нет, некоторые из студентов не имели зимней обуви, приходилось пропускать уроки. Бывало, практиканту надо было давать уроки, а для него задача: во что одеться? …Хуже было и больше переживали, когда на фронт отправляли студентов, родные не могли проводить за дальностью. Уехавшие писали первое время близким, друзьям, передавали нам приветы, потом всё обрывалось».


Педагогический колледж: вчера, сегодня, завтра


Во все времена студенты и преподаватели участвовали в жизни города и республики, работали в хозяйствах области на заготовке кормов, сакмане, строительстве учебного корпуса и общежития училища, кинотеатра. Выпускники педучилища хорошо закреплялись в сельских малокомплектных школах, активно участвовали в общественной жизни села.

Сегодня образовательные услуги колледжа, как и много лет назад, пользуются большим спросом у населения Республики Алтай. Ежегодно колледж выпускает около 190 учителей для школ и дошкольных образовательных учреждений. В 2008 году Горно-Алтайский педагогический колледж вошел в 100 лучших ссузов России в разделе «Элита образования». Учебное заведение со своим историческим прошлым, многолетним опытом развития и становления, богатыми традициями и огромным современным потенциалом значительно расширяет возможности подготовки будущего учителя, позволяет раскрывать новые грани общечеловеческих ценностей, основанных на добре, истине и красоте.


Подготовила Елена ПРИБЫТЬКО при содействии педагогического колледжа Горно-Алтайска и Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Алтай.



Кузница учителей

0 коммент.:

Отправить комментарий