четверг, 4 декабря 2014 г.

Видеть сердцем

Кто знал, что девочка, рожденная 5 декабря 1914 года в далеком горном селе Онгудай, своими глазами увидит войну, переживет страшные дни блокады Ленинграда, потеряет зрение, но навсегда сохранит чуткое и отзывчивое сердце, которое будет подсказывать ей самые нужные, пронзительные слова, проникающие в души читателей?

Судьба Александре Федоровне досталась очень нелегкая. Окончив в 1930 году школу крестьянской молодежи, она поступила в областной педагогический техникум. Примерно с этого же времени начинается ее литературная работа – перевод на алтайский язык революционной песни «Смело, товарищи, в ногу!», составление литературно-музыкальных монтажей для художественной самодеятельности.

С 1935-го она начинает заниматься комсомольской работой, не прекращая литературной деятельности, а в 1940-м поступает на литературный факультет Ленинградского государственного педагогического института им. Смидовича. Окончить его она так и не смогла – началась Великая Отечественная война.

Как написано в издании «Мир Алтая», когда началась война, Александра Федоровна вместе с сестрой Марией Федоровной вступила в ряды народного ополчения и активно участвовала в борьбе с фашистскими захватчиками. Александра Саруева, окончив курсы медсестер, в июле 1941 года была назначена политруком 24-й сандружины Смольнинского района Ленинграда. Сестры Саруевы принимали активное участие в народном ополчении на Кингисеппском направлении, в обороне городов Пушково, Пулково, а затем непосредственно Ленинграда.

Участвуя в обороне города на Неве, Александра Федоровна была сильно контужена и лишилась слуха. Тяжелый недуг не сломил ее воли. После лечения она возвратилась в родное село, где сначала работала преподавателем литературы, а затем – завучем средней школы… 8 ноября 1980 года Александры Саруевой не стало.

Эти факты об алтайской поэтессе известны многим. Но есть и такие, которые недоступны широкому кругу читателей. Накануне юбилея писательницы в редакцию обратилась ее племянница Галина Георгиевна Коровина. Принеся стихи своей тети, она рассказала о том, каким человеком была Александра Федоровна, как умела любить и жалеть, как тонко чувствовала все, что происходит вокруг.

— Тетя никогда не говорила о войне, даже своими стихами. Есть только одно стихотворение, называется «Память», в котором она делится своими страхами и вспоминает события тех страшных лет. На все вопросы она коротко отвечала: «Всем тогда тяжело было. Делали что нужно».

Александре Федоровне было присуще очень сильное чувство патриотизма. Несмотря на недуг, она всегда была активной, жизнерадостной, приветливой. Наша бабушка рассказывала, что тетя (ее дочь) еще будучи школьницей ездила с агитацией по селам, уговаривала людей учиться.

Я помню, как тетя вернулась с войны контуженная. Бабушка ее лечила народными средствами, и слух вернулся. Врачи говорили, что ей нужен покой, но так как она чувствовала себя хорошо, то стала ездить по стоянкам, опять занялась агитационной и литературной деятельностью. И в результате слух стал ухудшаться. Хотела продолжить учебу в Москве, но шум большого города, нервное напряжение окончательно лишили ее способности слышать.

Александра Федоровна очень любила детей. Своих ей Бог не дал, но в нашем доме (сначала мы жили все вместе) всегда было много ребят. Казалось удивительным, как глухой человек может настолько тонко знать и чувствовать жизнь, но она всегда носила с собой тетрадь и химический карандаш, живо интересовалась всем вокруг и все новое записывала в свой «разговорник», как она его называла.

У тети, пережившей блокаду, было очень бережное отношение к хлебу, который она считала буквально святыней. Пенсия у нее была маленькой, так как не было документов, что она защищала Ленинград, однако каждый раз, получив деньги, она приносила нам, детям, вкусности – булочки, свежий хлеб, батон. Она считала это самым вкусным лакомством.

Однажды тетя пришла с улицы в слезах и принесла надкушенную булочку. «Смотрите, — говорит, — бросили на дороге! А мы в войну каждой крошкой дорожили!»

Она гордилась тем, что помогала ставить на ноги племянниц, всегда помогала чем могла. А еще тетя была очень красивой и одаренной. К сожалению, я мало помню о ней. Все казалось: успею спросить, успею записать. А жизнь так быстро прошла…


aleksandra


Сегодня, в столетний юбилей Александры Федоровны Саруевой, мы публикуем некоторые ее стихи. (читайте в печатном номере газеты «Звезда Алтая» от 5 декабря 2014 г. № 280)



Видеть сердцем

0 коммент.:

Отправить комментарий