среда, 10 декабря 2014 г.

Благодарность за труд!

Уважение к прошлому – вот что отличает истинную образованность от дикости.

А.С. Пушкин


Здравствуйте, уважаемые работники «Звезды Алтая»! Прошу вас напечатать небольшую статью о книгах Екатерины Павловны Кандараковой.

Она написала две замечательные книги о своем селе и земляках: «История Курмач-Байгольской школы – история челканцев», «Солдаты Второй мировой».

Я работала в Курмач-Байгольской школе в 1948 – 1949 учебном году. Бездорожье. Глухая тайга. Но красота природы неописуемая! Шли мы к селу пешком с местной учительницей Силой Савельевной Пустогачевой. Переходили реки. Иногда окунались в воду с головой – брод менялся. Шли в мокрой одежде, сушили на себе. Но не унывали. Народ был очень хороший, добрый. Жила я на квартире у бабушки Кускей, очень доброй и чистоплотной хозяйки.

Когда в книге Е.П. Кандараковой я увидела фотографии учителей, учеников и всех, кто жил в то время в Курмач-Байголе и Турачаке, очень обрадовалась – старые знакомые! Люди были простые в общении. Руководители районных организаций и предприятий помогали населению, работая вместе со всеми на посевной, сенокосе, уборке урожая. Знали колхозников по имени-отчеству, состав их семей. С ними легко было общаться.

Меня не пугали трудности дорог, быта. В 1949 году я поступила на заочное отделение в Бийский учительский институт. Приехала в Турачак, а мне в районо говорят, что в Горно-Алтайске открыли Учительский институт и каждому району дали задание: определенное количество человек направить на учебу. Нашему району – 16 человек. В их число попала и я, опять пришлось сдавать вступительные экзамены. Проучилась до декабря, как вдруг вызвали в облоно: «Поезжайте в Агайру Шебалинского района. Там школа не работает уже три месяца — умер учитель».

С тракта пошла пешком, на пути – речка, не замерзающая даже зимой. Мне ее не перепрыгнуть. Пришлось перебредать разувшись. А потом до Актела бегом, чтобы ноги не замерзли.

В 1950-м меня снова направили в Турачакский район, но уже не в Курмач-Байгол, а в село Антрон.

«Солдаты Второй мировой». С героями этой книги мы вместе работали, жили рядом. Про многих я даже и не знала, что они воевали, – некогда им было о себе рассказывать. Надо было восстанавливать разрушенное сельское хозяйство. Трудились дружно.

Дорогие ребята! Пишите летопись села, пишите о его людях. Это самая лучшая награда им за труды.

Спасибо Екатерине Павловне за ее огромную работу по составлению книг. Сколько надо искать в архивах, расспрашивать людей о старожилах и о том, каким было село, как тыл помогал фронту!


Людмила Тимофеевна

Рюмина (Сыркашева), Томск



Благодарность за труд!

0 коммент.:

Отправить комментарий