пятница, 7 ноября 2014 г.

Это было недавно, это было давно…

Недавно, посетив третью сессию Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай шестого созыва, я проходил мимо комнаты бывшей библиотеки обкома КПСС. Открылась дверь, и вышел Иван Макович Унуков, мой давнишний приятель. Я поинтересовался, что теперь в этой комнате. Раньше, в советскую эпоху, я частенько заглядывал в библиотеку, уж очень богатое было собрание. Там хранились редкие книги, которые в других местах найти было трудно. Какая-то «умная голова» посчитала библиотеку ненужной – мол, веет от неё советским прошлым, и упразднили её.

Иван Макович сказал, что теперь здесь организовали музей Госсобрания — Эл Курултай Республики Алтай, и пригласил зайти. Зашёл я и оторопел. Как будто вернулся на много лет назад, в великую эпоху социализма, во времена моей комсомольской юности, когда нам, молодым, было всё нипочём и светлая дорога стелилась перед нами. История моей родной республики и великого Советского Союза встала перед глазами – портретами депутатов Верховного Совета СССР и РСФСР всех созывов. Большинство их я знал хорошо, со многими был знаком лично и поддерживал дружеские отношения. У одних учился, другие учили меня. Стенд оформлен очень красиво. Человек, изготовивший его, вложил в своё творение душу. Продолжаю осматривать. Передо мной портрет Михаила Васильевича Карамаева, человека-легенды, который сделал очень многое для развития и процветания Горного Алтая. Он избирался заместителем Председателя Верховного Совета РСФСР. При нём развернулось громадное строительство в городе и области. Застраивался новый микрорайон Жилмассив. По-новому стал выглядеть после реконструкции Коммунистический проспект. Мне вспомнилось, как Михаил Васильевич убеждал актив района, да и жителей, расширить кормовую базу в Кош-Агачской полупустынной степи путём посева трав и овса «на зелёнку». Мы с ним тогда вместе работали в сельском производственном парткоме (это было время, когда райкомы партии упразднялись). Он не только агитировал, но и доказывал делом полезность новых методов сева овса и многолетних трав. По его инициативе в колхозе «40 лет Октября», что в селе Кокоря, в урочище Кара-Тюргюн засеяли пять гектаров овса. Курировать посевные работы поручили мне. «Зелёнка» выросла хорошая. Правда, до восковой спелости не дотянула, этого и не нужно. Но овес был роскошный, радовал глаз. После ухода Михаила Васильевича в обком КПСС идея освоения Чуйской степи на время приостановилась. И всё-таки утверждаю: первопроходцем в вопросах мелиорации и земледелия в высокогорных Чуйской и Курайской степях был Михаил Карамаев, он и никто другой. Правительству республики пора подумать о награждении Михаила Васильевича посмертно орденом «Тан Чолмон» («Утренняя Звезда»). Он его заслужил. И надо бы возродить его родное село Кумжулу.

Мне пришлось много лет работать рука об руку и под руководством Михаила Васильевича, и о нём я сохранил память как о светлом, великой души человеке. …Вижу портрет Чёта Кыдрашевича Кыдрашева. Моё знакомство с ним состоялось в 1947 году, когда он работал первым секретарём Ойротского обкома ВКП(б). Обком ВЛКСМ собрал комсомольских активистов на семинар. Потом состоялся пленум обкома комсомола, где перед нами выступил Чёт Кыдрашевич. Нам он понравился своей простотой. Тогда мы узнали, что он был первым комсомольцем области. По поручению секретарей комсомольских организаций города я даже задал ему вопрос и потом выступил. Первое впечатление, полученное о нём в молодости, не изменилось.  В те далёкие годы высокие руководители не гнушались и даже считали своим прямым долгом встречаться со школьниками, с рабочими. Поэтому мы не удивились, что Чёт Кыдрашевич пришёл в нацрабфак побеседовать со студентами. И это принималось как должное – не то что сейчас, когда и депутатов-то редко увидишь. Дальше висит фотография скромного и обаятельного Чемока Макеевича Кандаракова, председателя облисполкома в довоенные годы. Впервые о нём я узнал от своего отца Агафона Егоровича и мамы Евгении Александровны. Потом Кандараков несколько раз заезжал к нам домой.  Когда я работал секретарём парткома Байгольского лесокомбината, на Октябрьские празднования дирекция и партийный комитет всегда приглашали Чемока Макеевича. Он никогда не отказывался. Многие старожилы села помнят его. Смотрю на портреты, и в памяти воскресают знакомые лица. Вот моя любимая учительница и тётушка строгая и справедливая Ольга Ивановна Тартыкова. Добрейшая Елена Сергеевна Тюхтенева, поправлявшая мои ошибки по алтайскому языку. Мой диалект тубаларский, и я писал на своём языке, поэтому были определённые трудности. Добрый взгляд Ивана Ивановича Тухтубаева, председателя колхоза «Мухор-Тархата», затем председателя Кош-Агачского аймакисполкома в довоенные годы, председателя облисполкома. Помню, когда был студентом, мы с братьями Георгием Кондаковым, Виктором Тыдыковым, Николаем Воинковым, когда были голодные, забегали к нему домой, чтобы перекусить. У него была большая семья, но тем не менее нас охотно поили чаем. Понятно, хлеба не было, но имелась картошка. Почему мы так запросто заходили к нему домой? Да потому, что дружили с его детьми. К тому же Иван Иванович был нашим родственником. Мы тогда не очень понимали высокую должность Ивана Ивановича – для нас он был просто дядя Ваня. Когда я отправлялся на работу в Кош-Агач, он меня напутствовал… Смотрю дальше, и «тиски-воспоминания берут меня в железное кольцо». Как будто это было недавно – и в то же время давно. И я, забывшись, глядя на портрет Михаила Васильевича Карамаева, чуть не сказал вслух: «Сбылась твоя мечта, дорогой Михаил Васильевич, мы живём в республике!»  Удивительная память человеческая иной раз хранит всё до мельчайших подробностей, особенно детские и юношеские годы. А другие моменты жизни забываются. Многое стёрлось из памяти, многое сохранилось. Мы, дети войны, взрослели очень рано. В 1946 году мой учитель Павел Тимофеевич Харчевников попросил меня написать несколько выборных лозунгов, помню примерно: «Отдадим голоса за Печенова!» Печенова, секретаря обкома партии, я знал, но почему надо отдавать голоса за него? Павел Трофимович мне разъяснил. Потом Печенов приезжал к нам в Манжерок на встречу. Запомнил: он был в военной форме. Хотя тогда многие ходили в форме… О Юфите узнал на октябрьском митинге, прошедшем в Ойрот-Туре до войны. Я был тогда мальцом, и мои тётушки привезли меня на праздник. Помню шёпот: «Сам Юфит выступает!» Жаль, в те далёкие годы некому было сфотографировать его или записать его речь. Сейчас нам это очень помогло бы почувствовать атмосферу тех далёких незабываемых лет.

Рядом с портретами депутатов и руководителей области изображения прославленных людей, рядовых тружеников – рабочих, чабанов и зоотехников, расположенные в хронологическом порядке. Легендарные женщины и мужчины великой советской эпохи…

Старший скотник совхоза «Советский Алтай» Ольга Саватьевна Тадышева сегодня живёт в селе Балыктуюль… Чабан Теньгинского совхоза Герой Социалистического Труда Тана Марчина… Учёный зоотехник Степанида Ивановна Гриб избиралась дважды в Верховный Совет СССР. Елена Ивановна Упаева в суровые военные годы возглавила колхоз в Онгудайском районе и вывела его в передовые.

Дальше на фотографиях – люди высокой и суровой Кош-Агачской земли. Зоотехник колхоза «Кызыл-Мааны» Мария Ермешевна Табадякова, ныне проживающая в Чемальском районе. Передовики колхозного производства, в условиях холодного Кош-Агача добивавшиеся стопроцентного сохранения поголовья скота и высокого настрига шерсти, чабаны колхозов «Мухор-Тархата» и имени 50-летия СССР Ялкын Уятовна Тулесова и Анна Михайловна Керексибесова.

А вот прославленный чабан колхоза имени Карла Маркса Онгудайского района Нина Окчиновна Ечибесова и агроном колхоза имени Кирова Майминского района Елена Константиновна Смагина.

Галерею портретов продолжают изображения моей учительницы Тамары Дмитриевны Кайгородовой, заместителя председателя облисполкома, Марии Фёдоровны Саруевой, секретаря обкома КПСС, Софьи Николаевны Шабураковой, заслуженной учительницы РСФСР. Вот моя учительница по русскому языку и литературе Елизавета Николаевна Уксегешева и другие, чьи имена стали легендарными в те годы, – Валентина Степановна Конокпоева, Анна Макаровна Кандаракова и Валентина Кузуковна Ерелина, воспитавшие не одно поколение прекрасных людей.

В длинном ряду депутатов – чабаны колхозов имени XXII партсъезда и имени И.В. Сталина Василий Бетпеевич Бадакин и Былтай Тыжемекович Елимисов, чабан Ябоганского совхоза Лев Арбакович Тоетов… Взгляд падает на портрет депутата Верховного Совета СССР целинника Дмитрия Ефимовича Плетенецкого. С ним я был знаком по работе в Усть-Коксинском районе. Человек, любящий строить, где бы он ни работал, всегда после себя оставлял добрые дела. Дмитрий Ефимович жив и здоров.

Вижу своего дорогого друга Александра Васильевича Илакова. Он был скромным и обязательным человеком. Жаль, не дожил до сегодняшних дней… Но многие люди, запечатленные в этой портретной галерее, живы. Пожелаем им здоровья и долголетия!

Настоящие советские люди, скромные, как бы малозаметные, но делавшие великое дело. Это они своим героическим трудом крепили мощь и могущество нашей великой Родины. Скромные рядовые труженики и труженицы колхозов и совхозов, чабаны и скотники, пастухи и табунщики после войны поднимали из руин сельское хозяйство, приумножали богатство великой страны с гордым названием СССР. Это они боролись за сохранение поголовья скота в высокогорных и ветреных Чуйской и Курайской степях. Это их натруженные руки поднимали целину, пасли отары, добивались высоких надоев.

Стенд, посвящённый депутатам Государственной Думы: портреты моих друзей и знакомых — Михаила Ивановича Лапшина, Виктора Васильевича Ромашкина, Сергея Тимуровича Пекпеева, Михаила Захаровича Гнездилова и Семёна Ивановича Зубакина. Портреты членов Совета Федерации России… На почетном месте – создатель Республики Алтай и первый ее Глава Валерий Иванович Чаптынов, ныне здравствующий Даниил Иванович Табаев.

Депутатами в Верховный Совет СССР от нашего региона, составлявшего тогда единое целое с Алтайским краем, избирались не только жители области, но и люди, жившие за её пределами. Это председатели Алтайского крайисполкома Николай Фёдорович Аксёнов и Алексей Антонович Кулешов. Они оказывали области практическую помощь, в частности было улучшено ее финансирование.

Долго рассматриваю портрет депутата Второй Государственной Думы Даниила Михайловича Тобокова. Это имя мне знакомо с детских лет. А память услужливо подсказывает: это же прадед известного ныне в Республике Алтай политика и общественного деятеля Эдуарда Бабрашева. Нынешним летом по инициативе Эдуарда Васильевича собирались родственники депутата Второй Госдумы.

Даниил Михайлович и мой прадед по материнской линии были добрыми друзьями, близкими людьми…

Если нынешние депутаты Госдумы были мне знакомы лично, то портрет Даниила Михайловича отнёс меня в далёкое прошлое, в село Салганда, где в аиле родился будущий депутат. Даниил Михайлович появился на свет там, где жили мои родители. Я слышал о нём от них ещё в далёком детстве. Хорошо, что эта фотография сохранилась и мы знаем, как он выглядел.

Прохожу дальше по маленькому залу музея. Вот стенд, посвящённый созданию республики. Лица депутатов, провозгласивших АССР, потом Республику Алтай. Стенды с поздравлениями и сувенирами, подаренными Госсобранию представителями других регионов Российской Федерации.

Идея создания музея принадлежит спикеру парламента Ивану Итуловичу Белекову. Считаю ее очень хорошей, полезной и нужной. Иван Итулович, как никто другой, хорошо понимает значение истории парламентаризма для нашей республики.

А претворил идею в жизнь Иван Макович Унуков. Много сил и труда вложил он в создание музея. Нужны были соответствующая мебель, стеллажи, фотографии. Многое сделано руками самого Ивана Маковича.

Самым сложным было собрать фотографии депутатов, принявших решение о создании республики. Пришлось писать их родственникам. Многие уже ушли из жизни, у некоторых не осталось родных на территории республики. Пришлось их разыскивать, а это кропотливый и хлопотный труд, рыться в архиве Республики Алтай, делать запросы в другие архивы, скрупулезно изучать материалы бюро крайкома, обкома КПСС и облисполкома.

Зачастую письма родным депутатов доходили, но им порадовать организаторов музея было нечем. В те давние годы сфотографироваться было проблематичным. И всё-таки Иван Макович с этой задачей справился. Большую помощь в организации музея ему оказал Григорий Барзынович Чекурашев. Вместе с Иваном Итуловичем они изыскивали денежные средства на создание музея, решали вопросы, связанные с финансированием.

Иван Макович вложил в музей своё сердце и душу. Никто, посетив музей, не останется равнодушным, ибо его экспонаты – часть нашей неповторимой истории, а для людей преклонного возраста это еще и путешествие в далёкую и близкую юность, нашу невозвратную молодость.

Музей состоялся, посетить его может каждый желающий – чтобы невольно проникнуться чувством гордости за дела прошлого и нашего поколений, почувствовать причастность к своей великой Родине, её истории.

Согласно книге отзывов первыми посетителями стали учащиеся из Улаганского района. Еще одна запись оставлена делегатами из Республики Калмыкия, прибывшими во главе с Кирсаном Илюмжиновым. Здесь они глубже узнали и почувствовали Республику Алтай, её людей и достижения.

У Ивана Маковича большие планы. Нужно оформить стенды делегатов партийных и комсомольских съездов прошлого столетия, Героев Советского Союза и Социалистического Труда, народных учителей и народных врачей СССР. Эти люди достойны того, чтобы о них знало и на их примере училось молодое поколение.

Со стендов музея смотрит на нас великое прошлое, которое ознаменовали замечательные свершения наших людей. Это наша с вами история, какой бы она иной раз ни была горькой, сложной и противоречивой. Это история наших отцов, дедов и прадедов, любимых и незаменимых матерей, бабушек и прабабушек. Это грандиозная история нашей великой страны, за которую нам не нужно стыдиться. Мы должны, просто обязаны гордиться ею. И любить её такой, какая она есть, со всеми недостатками, падениями, взлётами, победами и достижениями.


image-10718.jpg


stendy


Валентин ЧЕКОНОВ

Фото автора и В. Володина



Это было недавно, это было давно…

0 коммент.:

Отправить комментарий