среда, 10 сентября 2014 г.

АЛЕКСАНДР БЕРДНИКОВ. О ГЛАВНОМ

Так уж заведено — кандидат на выборах должен представить программу. Программы бывают разные, но суть их одна: в них кандидаты излагают, что обязуются сделать в случае их избрания. Мой случай особый: я руковожу Республикой Алтай девятый год. Моя работа – у всех на виду, и обо мне избиратели судят не по словам, а по делам. И в отличие от других кандидатов для меня эти выборы в первую очередь отчет о проделанной работе.

О том, что сделано за прошедшие восемь с лишним лет, уже сказано не раз. Теперь смотрим в будущее – на пять лет вперед и дальше.


Однако необходимо пояснение. В 2013 году по моему поручению были разработаны два серьезных документа: Стратегия социально-экономического развития Республики Алтай до 2028 года и Инвестиционная стратегия Республики Алтай на 2013 — 2028 гг. Оба документа готовились коллективами лучших специалистов, обсуждались экспертным сообществом и были утверждены в качестве официальной программы действий на среднесрочную и долгосрочную перспективы. На них содержательно опирается моя предвыборная кампания – с учетом поправок, которые жизнь всегда вносит в самые правильные разработки.

И еще. Я не волшебник, молочных рек с кисельными берегами никогда не обещал и теперь не обещаю. Все, чего удается достичь, дается большим трудом. Да по-другому и не бывает, что бы ни врали нам политические болтуны и аферисты.

Но я люблю родной Алтай. Знаю точно: это лучшее место в мире. Хочу, чтобы и люди здесь жили лучше всех. Что могу — для этого делаю. И буду делать впредь!


Это и есть суть моей программы. Это и есть мои обязательства перед избирателями.


Бердников_1


1. Сохранять и укреплять нашу республику дальше


В начале 90-х годов бывшая Горно-Алтайская автономная область в составе Алтайского края обрела ответственный правовой статус субъекта Российской Федерации. Хорошо помню, с каким энтузиазмом мы, жители региона, восприняли это событие. Открылась новая страница в истории Горного Алтая. У нас появились свои флаг и гимн, позже — Конституция РА; повысился уровень представительства в федеральных органах власти.

Однако оказалось, что жить в новом статусе приятнее, но не легче, что это не только престиж, но и гораздо большая ответственность. На стадии становления республика пережила сложные времена.

Не всё получилось сразу. Иногда усиливалась межнациональная напряжённость. Фактически имела место экономическая и финансовая несостоятельность региона. По показателям уровня жизни мы были на последних местах в России.

Не случайно в 2007-м, когда заговорили об укреплении регионов, была предпринята попытка лишить нас республики. Нам говорили: «Ну какой из вас субъект Федерации? Присоединяйтесь к Алтайскому краю, вам же лучше будет!» Я тогда работал главой первый год. Было тяжело, но мы выдержали натиск чиновников Сибирского федерального округа. Мы объединились и отстояли нашу республику. Но в глубине души я понимал: доля правды в словах наших оппонентов есть. Стало ясно: мало провозгласить республику, надо её построить; чтобы ни у кого не возникли сомнения, должна ли в ряду субъектов Российской Федерации быть Республика Алтай, нужно было добиться многого.

Мало обзавестись своим флагом, гимном, соответствующим набором должностей. Надо обеспечить достойные условия жизни своим гражданам. Нужно контролировать социально-экономическую ситуацию, не допускать межэтнических и иных общественных конфликтов, дестабилизации. Необходимо добиться реальной управляемости регионом, твёрдого правопорядка. Нужна стратегия развития, одобряемая не только руководством, но и всеми жителями республики.


Уверен, даже мои критики и недоброжелатели в душе признают: за последние годы удалось добиться немало.


Республика Алтай стала известна в России и в мире, обрела своё лицо; повысился наш престиж. Мы укрепили собственный бюджет, привлекли инвестиции, осуществляем перспективные проекты. Всё более полный набор социальных услуг наши граждане получают в своём регионе.

Изменилось к лучшему отношение к республике на федеральном уровне: нас слушают, с нами считаются, нам доверяют. Поверьте, всё это тоже пришло не само собой. Москва, как говорят, слезам не верит. Она верит точным расчётам, убедительным аргументам и хорошей работе. Я дорожу доверием и поддержкой, которую оказывает Республике Алтай и её главе президент страны Владимир Владимирович Путин. Сделаю всё, чтобы не подвести его.

Но никто не сделает за нас главную работу. И основная ответственность, конечно, лежит на главе республики.


2. Беречь мир и покой на Алтайской земле


Первейшей заботой Главы Республики Алтай считаю укрепление мира, взаимопонимания и согласия на нашей земле. Мы с вами прошли непростые времена, когда иные безответственные деятели пытались разрушить доверие между людьми разных национальностей, посеять вражду, внушить одним чувство превосходства, другим — комплекс неполноценности. Теперь мы стали опытнее и мудрее, между нами не пустить трещину. Уверен, мы научились ценить по-настоящему межнациональное согласие.

Не менее важной задачей является обеспечение общественно-политической и социальной стабильности в республике. Стабильность, взаимное уважение и поддержка, хорошая атмосфера в обществе существуют тогда, когда люди видят, что соблюдается законность, поддерживается твердый правопорядок, права граждан не ущемляются, а власть не отворачивается от них и не бросает на произвол судьбы в трудную минуту. И наоборот, почва для социальных протестов, дестабилизации и радикализма появляется, когда власть перестаёт должным образом заботиться о нуждах людей, возносится над ними или пренебрегает интересами одних социальных групп для пользы других.

Алтаю предназначено быть территорией гармонии и равновесия. Так наставляет нас опыт предков.

Обязанности главы республики в этом отношении я понимаю так:

Соблюдать справедливость по отношению ко всем гражданам, не допускать дискриминации по национальному или любому другому признаку. Наши законы для всех одни, так должна действовать и власть.

Содействовать развитию национальных культур. Поддерживать словом и делом сохранение национальных языков, традиций, ремесел, праздников («Эл Ойын», «Родники Алтая», «Тюрюк байрам», «Курбан байрам» и другие), находить для них достойное место в современной жизни.

Опираться на многовековое духовное и нравственное наследие народов Горного Алтая. Способствовать возрождению и сбережению традиционных ценностей, беречь память о предках.

Воспитывать у всех жителей республики патриотизм и общую гордость за наш Горный Алтай и за Россию.

Поддерживать веротерпимость, не допускать конфликтов на религиозной почве.

Беречь нашу замечательную природу. Это – источник нашей силы, наша гордость, душевная опора и радость.


Могу твёрдо обещать: пока я руковожу Республикой Алтай, у нас не будет межнациональной розни, дискриминации, исторического беспамятства.


3. Повышать качество жизни людей


Понятие «качество жизни» включает в себя и доходы, и жилищные условия, и бытовой комфорт, и уровень медицинского обслуживания, и качество образования, и многое другое.

Вопросам повышения качества жизни Правительство Республики Алтай будет по-прежнему уделять основное внимание. Ежегодно более 70% республиканского бюджета направляется на социальную сферу, и за последние годы большинство острых социально значимых вопросов в целом решены. Теперь надо двигаться вперед. Вот некоторые плановые ориентиры.

Основа благосостояния – доходы населения, и стратегическая задача власти – обеспечение их роста. К 2019 году мы обеспечим рост средней по экономике реальной заработной платы на 30%, то есть до 27000 рублей.

Наша Республика Алтай – регион с высокой рождаемостью. На этом фоне особую значимость имеет обеспечение детей в возрасте от трех до семи лет качественным дошкольным образованием. Уже к 2015 году 100% наших детей будут обеспечены местами в детских садах!

Мы оснастим и оборудуем школы по последнему слову современной науки и техники, чтобы наши дети сдавали ЕГЭ на самом высоком уровне.

Особо важное социальное значение имеет повышение доступности образовательного процесса (дошкольного, общего и среднего профессионального) на всех стадиях для лиц с ограниченными возможностями.

В сфере здравоохранения продолжим наполнять медицинские учреждения самым современным оборудованием и готовить высококлассных специалистов из сегодняшних школьников и студентов.

Новые возможности появляются и для решения жилищных проблем. Со следующего года мы введем в строй более 600 тыс. кв. метров жилья экономкласса. Таким образом, доля семей, обеспеченных доступным и комфортным жильём, вырастет до 70%.

Качество жизни людей полнее всего отражается в двух показателях: уровне рождаемости и продолжительности жизни. Я уверен, что в результате наших усилий средняя продолжительность жизни к 2019 году увеличится в Республике Алтай до 70 лет.


4. Развивать новую экономику


Основными приоритетами экономики по-прежнему должны оставаться глубокая природоориентированность, экономичность, сочетание самых передовых технологий с традиционными видами хозяйственной деятельности.

Четыре основных направления развития новой экономики:

— энергонезависимость и инфраструктурная обеспеченность;

— развитие горнодобывающего комплекса в южной части республики;

— туристско-рекреационное направление;

— биофармацевтический и агропромышленный кластеры.

Ключевое условие экономического рывка в Республике Алтай – снятие энергетических ограничений, связанных с отсутствием собственной генерации электрической энергии в регионе. Сегодня мы работаем над решением данной проблемы – создаем собственную генерацию, которая позволит в ближайшее время снизить стоимость транспортировки не менее чем на 40%.

Реализация энергетических проектов под силу только крупному бизнесу и сильной региональной власти, имеющей широкую поддержку федерального центра. Понимая всю сложность проблемы, с одной стороны, и ее остроту — с другой, мы готовы использовать все доступные способы для обеспечения энергонезависимости Республики Алтай.

Для этого в ближайшие 4 — 5 лет завершим создание сбалансированной системы генерирующих мощностей региона средней совокупной мощностью не менее 140 МВт, базовыми элементами которой являются:

МГЭС «Чибит» мощностью 24 МВт, являющаяся первой очередью каскада МГЭС на реке Чуя общей мощностью 54,9 МВт;

две солнечных электростанции в Кош-Агачском районе мощностью 10 МВт;

солнечная электростанция в Усть-Канском районе мощностью 5 МВт;

солнечная электростанция в Онгудайском районе мощностью 5 МВт;

ГТЭС на базе Талды-Дюргунского месторождения бурых углей мощностью 49,5 МВт, 24 МВт из которых будут передаваться в общую сеть;

Майминская ГТЭС мощностью 96 МВт, первая очередь которой составит 20 МВт;

Майминская ГПЭС мощностью 60 МВт.

В основе инфраструктурного развития Республики Алтай лежит необходимость повышения доступности территории региона для эффективного экономического освоения. Для этого будет построено и отремонтировано более 73 мостов и мостовых переходов, более 170 км качественных автомобильных дорог, более 300 км электролиний низкого напряжения и 152 км ВЛ 110 кВ, а также не менее 75 км (Нижняя Каянча — Озерное и Озерное — Чемал) сетей газопроводов высокого давления и 90 км — низкого. Будет газифицировано не менее пяти микрорайонов Горно-Алтайска (№№23, 28, 31, 38 и 41), села Кызыл-Озек, Озерное, Манжерок, Соузга, Чемал, Рыбалка. Появится возможность газификации еще 11 населенных пунктов (Александровка, Бирюля, Сайдыс и сел на отрезке Озерное — Чемал).

Снижение зависимости от внешних источников электро-энергии и развитие инфраструктуры позволят существенно активизировать инвестиционную активность в регионе и повысить качество жизни нашего населения.

Решение задачи энергонезависимости тесно увязано с вопросами обеспечения развития горнорудного промышленно-энергетического кластера, ядром которого является комплексное освоение недр южной части Республики Алтай:

— в рамках международного Российско-Монгольского проекта по освоению Озерно-Асхатинского серебро-полиметаллического месторождения;

— в рамках комплексного освоения Талды-Дюргунского месторождения бурого угля (в целях производства синтез-газа с последующим его отпуском на ГТЭС для производства электроэнергии, а также извлечения сопутствующих редкоземельных металлов из зольных остатков бурого угля) и Урзарсайского вольфрам-молибденового месторождения.

За прошедший период нам удалось нарастить туристический поток до полутора миллионов человек в год. Оборот туристической отрасли в статистически наблюдаемом секторе экономики составил более 2,6 миллиарда рублей. Туристический бизнес дает доходы более чем 1750 юридическим лицам и предпринимателям.

Теперь наша задача — развивать цивилизованный туризм, отвечающий международным стандартам качества. Локомотивом этого процесса должны стать крупные инвестиционные проекты, такие как круглогодичный детский рекреационный кластер «Алтай — Страна детей», всесезонный горноклиматический кластер «Золотое озеро», всесезонный рекреационный кластер «Белуха». Мы видим, как вокруг таких проектов создаются новые хозяйственные связи, что, безусловно, дает толчок развитию местного бизнеса и способствует появлению разнообразных форм занятости.

Уверенное развитие в энергетическом, горнодобывающем и туристическом кластерах стимулирует платежеспособный спрос на продукцию биофармацевтического кластера и сельского хозяйства.

В последние годы мы значительно укрепили сельское хозяйство республики. За 2006 — 2013 годы производство продукции сельского хозяйства в Республике Алтай увеличилось в три раза. Поголовье скота выросло в полтора раза. Рост производства на убой всех видов скота составил 165%! Производство молока увеличилось почти до 93 тысяч тонн (почти в полтора раза).

Теперь необходимо вести системную государственную работу по повышению качества продукции и экономической отдачи от сельскохозяйственной деятельности, в первую очередь за счет увеличения среднего сдаточного веса сельскохозяйственных животных.

Серьезный шаг в данном направлении – создание собственных мощностей по производству кормового растительного белка, реализуемое ООО «БиоТехнология». Комплекс по производству белкового концентрата из шрота подсолнечника и рапса, сеть откормочных площадок и местное кормопроизводство станут основой для устойчивого развития животноводства республики. Сохранение достигнутого уровня поголовья и увеличение продуктивности животноводства при снижении себестоимости создадут условия для развития собственных мясо- и молокоперерабатывающих мощностей.

Оборот биофармацевтической продукции, изготовленной с применением местного лекарственного сырья и продукции пантового мараловодства, в 2013 году составил более 570 млн. рублей.

Скоро заработают новые производственные мощности – ООО «Пантовитал» и ООО «Алтайский бальзам». С учетом их ввода и использования уже существующих производств совокупный объем выручки предприятий к 2019 году приблизится к 1,5 млрд. рублей. Учитывая, что основное потребление произведенной продукции придется на региональный и общероссийский рынок, можно без преувеличения сказать, что будущее новой экономики Республики Алтай за биофармацевтикой.

В целом развитие новой экономики позволит привлечь в республику не менее 34 млрд. рублей инвестиций за период до 2019 года.


5. Растить и продвигать собственные кадры


Новая экономика потребует значительного количества квалифицированных кадров: как служащих, так и рабочих. Согласно уточненному прогнозу обеспеченности трудовыми ресурсами реального сектора экономики до 2021 года средняя потребность в кадрах составит около 11 тысяч человек ежегодно. Учитывая темпы роста населения и рост экономической активности в республике, задача обеспечения занятости населения приобретает стратегический характер.

Для этого мы уже сейчас приступили к корректировке образовательных программ как средних специальных, так и высших учебных заведений республики. Создаются эффективные механизмы переподготовки и повышения квалификации кадров для реализуемых инвестиционных проектов при активном вовлечении бизнеса как заказчика образовательных программ. Создание новых рабочих мест в рамках новой экономики, совершенствование системы профессиональной подготовки и переподготовки позволят довести долю работающих, приходящуюся на жителей Республики Алтай, до уровня в 96% от общего количества занятых в экономике региона.

Иногда меня спрашивают: почему у нас в республике на некоторых местах работают приезжие специалисты? Разве своих не хватает? Я на это отвечаю: просто раздавать должности своим да нашим – это неправильная политика. Правильная политика: растить собственные кадры, готовить из них профессионалов высокого класса. И неважно, о ком идёт речь — об управленцах, предпринимателях, работниках любой отрасли. Обеспечить себя собственными хорошими кадрами – вот достойная задача!

Мы строим нашу республику для лучшей жизни наших детей и внуков, хотим, чтобы они находили своё счастье на родной земле. Для этого я готов продолжить работу на посту Главы Республики Алтай!


Оплачено из средств избирательного фонда зарегистрированного кандидата на должность Главы РА, Председателя Правительства РА Бердникова А.В.



АЛЕКСАНДР БЕРДНИКОВ. О ГЛАВНОМ

0 коммент.:

Отправить комментарий