суббота, 23 августа 2014 г.

Только с перевала виден пройденный путь

Санитарная служба в Горном Алтае начала создаваться сразу после революции 1917 года, в то время молодую республику раздирали разруха, голод, Гражданская война, эпидемии. Но официальным днем рождения считается 15 сентября 1922 года, когда Декретом Совета Народных Комиссаров Российской Федерации «О санитарных органах Республики» она установлена самостоятельным звеном в системе здравоохранения.


Основное содержание работы здравоохранения определил VIII съезд РКП(б) 1919 года, в решениях которого отмечалась главная цель в области охраны здоровья — предотвращение распространения заболеваний. Были поставлены задачи на ближайший период: оздоровление населенных мест, постановка общественного питания на гигиенических началах, организация мер по предупреждению заразных болезней (охрана почвы, воды, воздуха), создание санитарного законодательства, обеспечение общедоступной, бесплатной и квалифицированной помощи.

Эти задачи предстояло решить при отсутствии в Горном Алтае медицинских учреждений и кадров — практически с нуля. На тот момент в Ойротии имелось всего три врачебных участка (в Улале, Онгудае, Чемале) и три фельдшерских пункта (в Усть-Кане, Паспауле, Кош-Агаче). По воспоминаниям фельдшера И.А. Шпилькина, первая лечебница в Улале располагалась в двухэтажном здании (ныне это стационар кожвендиспансера по ул. Социалистической — Октябрьской). На первом этаже размещались инфекционное отделение и кабинет для лечения венерических болезней, на втором — две палаты для хирургических больных и две — для терапевтических.

Для решения задач по охране здоровья Наркомздрав РСФСР учредил 4 июня 1919 года здравотделы, основной целью которых было формирование и развитие системы здравоохранения.

В феврале того же года Наркомздрав организовал жилищно-санитарную группу при санитарно-эпидемической секции. Перед ней стояли следующие задачи: обследование жилищных условий, составление инструкций по санитарно-гигиеническим нормам и их соблюдению, издание законов по улучшению санэпидобстановки и т.п. Были приняты постановления «О порядке отпуска и распределения предохранительных прививок против холеры», «О мерах по борьбе с кишечными заболеваниями: дизентерией, холерой», «Об обеспечении республики банями», и осуществлена рассылка их на места. Дополнительно открывались медицинские пункты. Так, уже в августе 1920-го население обслуживали восемь врачебных участков, шесть фельдшерских пунктов, в которых работали шесть врачей, 27 лекпомов, семь фельдшеров-акушеров, четыре акушерки.

В связи с надвигающейся эпидемией холеры и тифа 24 сентября 1920 года было принято постановление об объявлении в уезде чрезвычайного положения, о создании чрезвычайной комиссии по борьбе с эпидемиями во главе с председателем ревкома В.И. Плетневым, заведующим П.Я. Гордиенко и врачом Стражевичем, ходатайстве перед губернией об отпуске особых кредитов, медикаментов и медперсонала.

Государством повсеместно принимались экстренные меры по охране здоровья населения. В 1920 году был создан профсоюз всемедсантруда в Горном Алтае. Увеличивалась численность мед-работников, организовывались

подотделы, занимающиеся вопросами санитарной охраны жилищ, водных источников и условий труда, работали специальные передвижные отряды, проводились недели чистоты, во время которых следовало очищать усадьбы и прилегающие к ним территории от мусора, прорывать канавы для стока воды.

1 июня 1922 года была образована Ойрот-Туринская (позднее — Горно-Алтайская) автономная область, а 15 августа организован облздравотдел. Началось формирование сети учреждений здравоохранения. В самой Улале в это время функционировали областная больница, общая и глазная амбулатории, детская больница, Дом ребенка, аптека, заразный барак, семь врачебных участков. На периферии — шесть врачебных участков (Уймонский, Онгудайский, Чемальский, Паспаульский, Чергинский, Озеро-Куреевский), семь ФАПов. Первой заведующей отделом охраны здоровья детей при уездном отделе здравоохранения была врач Титова. В своей докладной записке она отмечала: «Тяжела жизнь алтайки. Зиму и лето живет в аиле, ветер гуляет кругом. Однажды в январе стоял мороз минус сорок градусов. Забегаю в аил. Холодно — зуб на зуб не попадает, а там ребятишки в рваных шубейках (без всяких признаков белья) жмутся к огню. Молодая алтайка сбросила шубу, подошла к зыбке, выложенной шерстью, вынула из нее недавно родившегося ребенка, завернула в овчинку, покормила грудью и положила обратно. Зыбку закрутила сверху бечевкой. О пеленках и понятия нет. Неудивительно, что дети, родившиеся зимой, почти все умирали».

1923 год вошел в историю организацией курсов медицинских сестер и детской поликлиники. В том же году отделом здравоохранения было зарегистрировано 17 видов заразных болезней, среди них наибольшую угрозу представляли малярия, тиф, трахома, дизентерия, сифилис, холера. Решением губкомиссии временно из-за холеры запретили въезд в Улалу. За невыполнение постановления и отказ от прививок налагался штраф. Тогда же здравотдел перевели из Шебалино в Улалу. В конце года состоялся I областной съезд заведующих врачебными и фельдшерскими пунктами, председателем был назначен заведующий Улалинским врачебным участком Капарулин. Съезд постановил: просить облздравотдел принять срочные меры к устранению недостатков в целях коренного улучшения медицинского дела в области (тяжелое положение с медикаментами и инструментами, отсутствие зарплаты по 6 — 8 месяцев, что отражалось не только на качестве медицинского обслуживания, но и наложило негативный отпечаток на демографическую ситуацию). Принятыми документами врачам разрешалась частная практика.

В 1924 году была организована работа юрт-передвижек по ликвидации безграмотности и распространению санитарно-гигиенических знаний. Для усиления культурно-воспитательной работы среди женщин области в 1929 году стали открываться Дома алтайки, в их программу входило обучение письменной грамоте, правилам по уходу и кормления грудных детей, ведению домоводства и огородничества, правилам личной гигиены, санитарно-просветительская работа. Такие дома были открыты в Онгудае, Улагане, Кош-Агаче, Усть-Кане.

В 1925 году появилось первое учреждение санитарно-противоэпидемического профиля — Малярийная станция, а в 1926-м открылась женская консультация. Кроме стационарных консультаций в Горном Алтае действовала передвижная в Чемальском аймаке, которая обслуживала женщин и детей Ойротии, находясь в каждом населенном пункте не менее полутора месяцев. Деятельность по внедрению гигиены среди детей вызвала большое сопротивление местного населения. Люди отвергали мытье детей, считая, что с грязью уходит счастье.

Эти годы характеризуются значительным ростом социально обусловленных заболеваний. Как сейчас бы сказали, все население Ойротии нужно было отнести к группе социального риска. 1 июля 1926 года в с. Озеро-Куреево Лебедского аймака для лечения больных туберкулезом был открыт противотуберкулезный диспансер на 15 коек, возглавил который врач А.В. Белковский.

Первые шаги по обузданию венерических болезней, в первую очередь сифилиса, были сделаны в 1925-м, когда в Шебалино открылся венерологический диспансер, работавший с огромной нагрузкой по обследованию, лечению, санитарному просвещению населения. В 1929 году остро стоял вопрос по трахоме, очень распространенной среди всего населения. Причины те же: голод, страшная нужда, антисанитарные условия существования. В тот период Горный Алтай посетила известная журналистка Зинаида Рихтер. Она описала такую картину состояния медицинского обслуживания в Улале: «Возле крыльца Улалинской лаборатории, старого одноэтажного деревянного здания, томятся местные жители, а у забора понуро стоят голодные верховые лошади. Нужно иметь крепкие нервы, чтобы дождаться приема в Улалинской амбулатории. Алтайцы обращались в областную амбулаторию лишь в самом крайнем случае, когда были испробованы все средства…». И далее: «Больницы и фельдшеры — далеко не во всех аймаках, а хирург — один на всю область. В Улале одна больница на 60 коек. …Очень мало врачей изъявили желание ехать на работу в Ойротскую глушь…».

Для решения вопросов здравоохранения, особенно по борьбе с социальными болезнями, улучшению материального обеспечения сельской медицины, прошло формирование системы здравоохранения в Горном Алтае. К 1929 году сеть лечебных учреждений не выросла, только увеличилось число коек в существующих больницах со 150 до 160.

1920-й стал важным годом в истории санитарной службы Горного Алтая — была образована самостоятельная санитарно-бактериологическая лаборатория, которую долгое время возглавлял врач-бактериолог Т.Ф. Павловский. Ее открытие значительно повысило качество диагностики инфекционных заболеваний и уровень санитарно-эпидемиологических исследований.

В 1930 году была создана первая межрайонная санэпидстанция. Кроме того, открылись бруцеллезная и туляремийная станции. В то же время в Ойротии начали работать санитарные врачи, а постановка санитарного просвещения и профилактика инфекционных заболеваний приняли постоянный и планомерный характер. Увеличился охват населения санитарной пропагандой, профилактическими осмотрами, развивалось прививочное дело.

В 1935 году ЦИК и СПК приняли постановление «Об организации Государственной санитарной инспекции», согласно которому в составе народного комиссариата здравоохранения была организована госсанинспекция. Этот орган был создан в союзных и автономных республиках, краях, областях, городах республиканского подчинения.

Создание всесоюзной Госсанинспекции расширило правовые основы деятельности санитарных организаций в СССР, установило единство организационных форм и методов санитарного обслуживания населения на всей территории страны, усилило контрольные функции санитарных органов.

К 1940 году в области действовали 18 больниц, 18 амбулаторий, 21 ФАП, два вендиспансера, 15 трахоматозных пунктов, тубдиспансер, родильный дом, Станция скорой помощи, 12 аптек, судмедэкспертиза, две молочные кухни, Дом ребенка. Развитие лечебной сети и санитарной службы благоприятно сказалось на санэпидобстановке: к 1940 году на территории области были ликвидированы последние очаги оспы, чумы, холеры, возвратного тифа. Немалую роль в ликвидации этих инфекций сыграли областная баклаборатория и дезинфекционный пункт. Последний находился на территории, где сейчас размещена Республиканская детская больница, в небольшом деревянном помещении.

Военное лихолетье усугубило и без того неблагоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку в области, но четкая организация противоэпидемических мероприятий, самоотверженная работа госсанинспекторов и специалистов совместно с лечебной сетью не позволили допустить эпидемий особо опасных инфекций и других заболеваний.

Наступательно и эффективно работали областная Госсанинспекция, областная баклаборатория, противобруцеллезная станция, дезстанция, городская санбаклаборатория, малярийная станция. В 1950 году вся система разрозненных противоэпидемических учреждений была реорганизована в единую санитарно-эпидемиологическую службу. В Горно-Алтайской автономной области первую областную СЭС возглавил А.М. Трофимов. В 1965-м СЭС переехала в деревянное здание по ул. Алтайской, где уже имелись помещения для баклаборатории и профотдела. Из воспоминаний А.И. Коробко, возглавлявшего санитарную службу Республики Алтай в течение 33 лет: «…В 1968 году ушел с поста главного врача областной СЭС А. Михайлов. Меня попросили временно исполнять обязанности главного врача, а в июне 1969 года я был уже официально утвержден в должности главного врача. Тогда же мне удалось добиться включения в план капитального строительства здания областной санэпидстанции. Оно было запущено в эксплуатацию в 1972 году. В те же годы были построены здания Майминской, Онгудайской, Турочакской СЭС. Решены вопросы выделения помещений в Кош-Агачском, Усть-Коксинском, Усть-Канском районах».

Каждодневный напряженный труд работников санитарной службы доказал, что обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в стране возможно только при наличии такой структуры, как санэпиднадзор. В настоящее время функции санитарно-эпидемиологического надзора переданы в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — Роспотребнадзор. Сегодня, пройдя сложные реорганизационные мероприятия, Роспотребнадзор по Республике Алтай представлен Управлением под руководством санитарного врача Л.В. Щучинова и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» (руководитель — главный врач Г.С. Архипов).

В Горном Алтае говорят: «Только с перевала виден пройденный путь». Действительно, санитарной службой Алтая пройден трудный и долгий путь. В регионе России, где когда-то действовал один санинструктор, ныне имеется работоспособная оперативная служба, стоящая на страже здоровья населения. Нет сомнения, что сотрудники Роспотребнадзора и Центра гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай продолжат славную летопись санитарной службы, начатую их предшественниками 90 лет назад!


Подготовила Татьяна РУССКИХ

при содействии пресс-службы Управления Роспотребнадзора по РА.



Только с перевала виден пройденный путь

0 коммент.:

Отправить комментарий