пятница, 29 августа 2014 г.

Ю.В. Табакаев: "Мы должны научится жить так, чтобы не мешать жить другим"

Юрий Васильевич Табакаев, доктор философских наук, профессор, академик Российской академии естественных наук, действительный член Академии наук социальных технологий и местного самоуправления, заслуженный работник Высшей школы РФ, почетный работник высшего профессионального образования России, депутат Республики Алтай. Более 37 лет трудовой деятельности посвятил Горно-Алтайскому государственному университету. Что думает о жизни философ и учитель учителей? Как в его понимании нужно правильно строить свою судьбу, свое будущее? Об этом и многом другом мы говорили с мудрым собеседником.


– Юрий Васильевич, в этом году вы отметили свое 66-летие. Что для вас прошлое, настоящее и будущее?

– Как и для каждого человека, прошлое для меня – это опыт, настоящее – сегодняшняя деятельность, которая строится на основе прошлого, пережитого опыта, а будущее – пока еще нереализованные планы по формированию новых материальных и духовных ценностей.

– Что вы подразумеваете под материальными и духовными ценностями?

– Две неразрывные составляющие единого целого. Материальная ценность – это реализованный в жизнь духовный компонент. Фактически современное человечество живет в искусственно созданном им самим мире. Это в свою очередь является показателем эволюции или материального и духовного прогресса. В искусственно созданном человеком мире сфокусировано его духовное богатство.

Часто духовность ассоциируется у некоторых людей с литературой и искусством. На мой взгляд, это ошибочное мнение. Считаю, что даже топор содержит определенную духовность, поскольку как такового предмета в природе нет, он создан человеком. Значит, при создании этого орудия труда человек думал, как его применить, а главное, он изобрел, соединил несоединимое – дерево и металл. В дальнейшем его мысль была реализована в жизнь в виде материального блага – топора. Поэтому духовность материальна. Или другой пример: кайчи исполняет сказание, то есть он материализует свое мышление в виде звуков, будь то игра на инструменте или речь.

– Вы нашли для себя ответ на извечный вопрос – в чем смысл жизни?

– В созидании. Жить – значит, созидать, в том числе и себя самого, то есть самосовершенствоваться. Человек, увлеченный какой-либо идеей, стремится реализовать ее в жизнь. Проще говоря, идея или цель для человека – это крылья, позволяющие лететь к поставленной цели. Без них человек не способен на созидание, значит, его жизнь превращается в существование, сведенное к удовлетворению своих биологических потребностей.

Чем раньше человек это поймет, тем лучше. Очень важно, чтобы родители помогли ребенку выбрать свою стезю, свою дорогу для самореализации, созидания. Лишь в этом случае можно быть уверенным, что ребенок будет жить полноценно, стремиться к чему-то, творить хорошее, доброе.

В детстве мама мне говорила, что жизнь – это та же дорога: у кого-то она ухабистая и извилистая, кого-то ведет под уклон, а кого-то прямо и скрывается за горизонтом в неизвестном направлении. «Смотри на гору Тугаю, – говорила она, – ты должен добраться до вершины, тогда все у тебя в жизни получится».

Ребенок до определенного возраста учится всему. В этот период важно, чтобы родители помогали ему думать, анализировать свои поступки, исправлять ошибки и видеть цель, куда идти. Не стоит брать на себя решение его проблем и вести его за руку туда, куда он не желает. Считаю, что моей маме удалось научить меня думать и отвечать за свои поступки.

– Мама хотела, чтобы вы стали учителем?

– Мои родители – фронтовики. Они мечтали, чтобы я стал военным. Мне самому этого хотелось. После окончания Омского высшего общевойскового командного училища по распределению попал в Венгрию, а в 1968 году проходил службу в Чехословакии. Там и закончилась моя военная карьера: получил ранение, после чего долго лечился в госпитале и оказался не пригоден к дальнейшей службе. В результате ушел в отставку как инвалид второй группы.

– И после такого крутого виража в жизни вы склонны думать, что человек – хозяин своей судьбы?

– Конечно. К счастью, мне хватило силы воли найти для себя другую стезю. С 1970 года я иду по этому пути.

– Если бы у вас была возможность «отмотать» жизнь, как кинопленку, назад, какие ошибки вы бы исправили?

– Жизнь без ошибок, разочарований и страданий была бы неинтересной. Они дают нам возможность извлекать уроки, четче понимать, что хорошо, а что плохо. Конечно, лучше было бы учиться на чужих ошибках, но почему-то хочется набить «собственные шишки».

– По роду своей деятельности вам постоянно приходится иметь дело с людьми разного возраста. С кем вам приятнее общаться: с друзьями, коллегами или студентами?

– С маленькими детьми, потому что это общение искреннее, душевное. С малышами не надо напрягать интуицию, чтобы понять, что недоговорил твой собеседник, чего он хочет от тебя. Неискренность, лицемерие, явная лесть в общении зачастую бывают неприятны. А с малышами все просто и понятно. Дети если не словами, так жестами, поступками проявят свое отношение к тебе.

Вообще, любое общение – это взаимообогащение. Есть такое понятие «культура общения». Существует деловая, административная, ораторская, разговорная речь и т.д. Именно в слове, манере выражать свои мысли и чувства наиболее ярко проявляется культура человека. Это своего рода его визитная карточка. Поэтому, хотим мы того или нет, в общении с разными людьми нам приходится придерживаться определенного стиля. Например, с коллегами я не могу общаться так, как с близкими друзьями, с женщинами не могу разговаривать, как с мужчинами, со студентами – как с внуками. Каждый человек требует особенного подхода.

Как-то с деловой поездкой приехал к нам юноша из Франции. Ему довелось работать в строящемся на тот период бассейне. Однажды встречаю его, интересуюсь, как обстоят дела. Он говорит: «Работа идет хорошо, но только я не совсем понимаю язык строителей. Они употребляют в речи очень много странных связок, которых я не понимаю». Тогда я ему посоветовал не употреблять эти «связки» в общении с девушками и женщинами, а со строителями – можно.

– Юрий Васильевич, горожане знают, что вы с супругой воспитываете двух внучек. Они прилежные дети?

– После гибели единственной дочери воспитание ее детей мы с супругой взяли на себя. Они компенсируют нам ее отсутствие. Как и любому родителю, нам кажется, что наши внучки самые лучшие, самые хорошие и добрые. Старшенькая вышла замуж, но она нас не забывает, постоянно бывает у нас вместе со своей семьей. Она не собирается продолжать учительскую стезю. Обучалась в педколледже и поработав на практике в школе решила сменить профессию. Поступила на экономический факультет ГАГУ.

– Прошу прощения за некорректный вопрос. Как философ, вы размышляли над тем, что такое смерть? Верите в то, что душа человека бессмертна? Что позволило вам пережить горе, связанное с потерей дочери?

– В жизнь после смерти не верю. Как сторонник естественно-научной концепции создания мира, смерть воспринимаю как превращение биологического субстрата в небиологическое вещество. Уверен, что умершие живут лишь в сердцах и памяти людей. Их великие и добрые дела дают возможность продлить им жизнь, позволяют помнить о них долго. Мы с супругой и внучками часто вспоминаем нашу дочь, их маму.

Пережить гибель дочери, выкарабкаться из ступора нам с супругой помогли работа, общение с коллегами, студентами и нашими родными внучками.

– Можно сказать, за годы вашей трудовой деятельности через ваши руки прошло не одно поколение студентов. Научились определять, кто из них перспективный, подающий большие надежды?

– Сделать это практически невозможно, поскольку неизвестно, когда тот или иной человек проявит себя в чем-либо. Все может произойти совершенно неожиданно и в любом возрасте. По этой причине я категорически против элитных учебных заведений. Дело в том, что человек в детстве может быть непоседой, хулиганом, но вдруг на определенном жизненном этапе становится другим, в нем просыпаются стремление, интерес к той или иной науке, спорту или искусству. Есть такие, которые в раннем детстве проявляют себя вундеркиндами, а затем что-то в них надламывается и они теряют интерес к познанию нового.

Главное, на мой взгляд, – научить ребенка жить так, чтобы не мешать жить другим, чтобы, созидая, не «шагать по чужим головам».

– Ваше мнение насчет того, что талантам нужно помогать, а бездарности пробьются сами?

– Мы в нашем вузе не выявляем таланты, студент их проявляет сам, а чтобы у него была такая возможность, в ГАГУ проводятся всевозможные конкурсы, викторины, соревнования и т.д. Если мы видим в глазах учащегося интерес, а в учебе он упорен и стремится проявить себя, то помогаем ему. Особенно мне импонируют ребята, которые постоянно работают над собой, преодолевая смущение, какие-то собственные комплексы, заставляют себя участвовать в различных мероприятиях: соревнованиях, конкурсах научно-исследовательских работах, различных студиях, туристических клубах и т.д. Не вижу смысла помогать и «тянуть за уши» того, кто ничего не хочет, кому ничего не надо.

– Быть гениальным, умным – это дар свыше или «дело наживное»?

– В этом вопросе я придерживаюсь того же мнения, что и Томас Алва Эдисон: «В гениальности 1% таланта и 99% труда», или «Гений – это 1% вдохновения и 99% пота».

– Прошу прощения, вы верующий человек?

– Я атеист.

– Юрий Васильевич, интересно было бы узнать ваше мнение: философия и религия – это одно и то же?

– Религию придумал человек еще в незапамятные времена, когда он не был готов объяснить те или иные непонятные ему явления природы. Как результат появилась религия. Судя по всему, у нее достаточно большое будущее, поскольку люди еще не отвыкли мыслить мистически. Если это помогает им обрести душевный покой, то ничего плохого в религии, вере я не вижу. Правильно, что государство поддерживает традиционные религии, тем более если оно не может выдвинуть определенную идеологию.

Плохо то, что даже в XXI столетии на религии, вере спекулирует огромное количество проходимцев, создавая секты, вводя в заблуждение множество людей и калеча их судьбы.

Мы прекрасно понимаем, что любая религия строится по принципу «пастырь и овцы», то есть стремление «согнать» или, правильнее сказать, сформировать единое общественное сознание.

Религия и философия – далеко не одно и то же. По этому поводу можно размышлять и говорить долго, поэтому ограничусь лишь тем, что в определенный период философия и религия соприкасались, но они имеют различные задачи и формы духовной деятельности. Философия – это первоначальное название науки. Поэтому они различны.

Религия – одна из форм общественного сознания или мировоззрения, связанная с жизнью в общении с Богом для спасения души, обретения душевного покоя и радости.

Философия – независимое от личных интересов познание бытия и жизни. Религия построена на вере, философия на неверии.

– Юрий Васильевич, как вы проводите свободное время, откуда черпаете энергию?

– Вместе с супругой, а она работает директором педагогического колледжа, и внучками мы любим отдыхать на природе: собираем грибы, ягоды или просто отдыхаем у реки – беседуем, слушаем шелест листвы, журчание воды. Это придает сил, энергии и оптимизма.


Марина ТУРКУШЕВА



Ю.В. Табакаев: "Мы должны научится жить так, чтобы не мешать жить другим"

0 коммент.:

Отправить комментарий